Годзо Сиода Атеми – 70% реальной схватки

Годзо Сиода Атеми – 70% реальной схватки

В Айкидо атэми – это не только нанесение ударов руками или ногами. Любая часть тела может стать орудием, с помощью которого выполняется атэми. Некоторые из вас, вероятно, видели, как во время демонстрационных выступлений я отбрасываю налетающего на меня противника спиной, или как противник отлетает вследствие выполнения атэми плечом. Эти техники работают потому, что точка соприкосновения тел превращается в атэми

Годзо Сиода Атеми – 70% реальной схватки
img

СМОТРЕТЬ ВИДЕО

In memory of the Grand Master Aikido - Gozo Shioda

Многих из вас, вероятно удивит тот факт, что я очень часто использую атэми. И это понятно, ведь когда речь идет об Айкидо, то обычно считается, что это, преимущественно, захваты за кисть и молниеносные броски. Сам Морихей Уэсиба Сенсей, у которого я одно время учился, говорил так: "В условиях реальной схватке Айкидо – это 70 процентов атэми и 30 процентов – броски". Мой опыт подтверждает справедливость данного утверждения.

 

"Если это так"  – скажете вы, – "то какая польза от техник, выполняемых с воздействием на запястья?" Ну, например, если какой-то пьяный действует вам на нервы, то использование такой техники – самый подходящий вариант. Но в ситуации, когда решается вопрос вашей жизни или смерти, или же когда вам приходится сражаться с несколькими противниками, мы не сможете защититься без применения атэми и стремительных бросков, потому что победа или поражение – дело доли секунды. Иными словами, можно сказать, что сущность Айкидо открывается именно в схватках такого рода. 

 

   В Айкидо атэми – это не только нанесение ударов руками или ногами. Любая часть тела может стать орудием, с помощью которого выполняется атэми. Некоторые из вас, вероятно, видели, как во время демонстрационных выступлений я отбрасываю налетающего на меня противника спиной, или как противник отлетает вследствие выполнения атэми плечом. Эти техники работают потому, что точка соприкосновения тел превращается в атэми.

 

   Эти техники возможны именно потому, что я вхожу в самый центр атаки, а не потому, что я сначала ухожу от атаки противника, а затем контратакую. Однако это не значит, что надо просто наугад бросаться на противника. Сила всего вашего тела должна быть сконцентрирована. Позже мы поговорим о концентрированности силы, однако свободная техника, являющаяся сущностью Айкидо, основана именно на умении усилием воли направлять эту силу в любую часть своего тела.

 

   В молниеносной атаке невозможно провести различие между атэми и броском. Но, в общем-то, это и не важно, поскольку цель заключается в том, чтобы нанести поражение противнику, любым способом.

 

   Прямой удар рукой: где источник?

 

   Рассмотрим прямой удар рукой, являющийся основной атэми. В целом, значительный процент нокаутов в реальных боевых ситуациях является результатом именно такого удара. Кому-то, вероятно, будет трудно поверить в этот факт, – ведь для того, что бы удар рукой стал решающим фактором, он должен быть чрезвычайно сильным. К тому же, вы будете правы, если скажете, что никогда не слышали о том, что для развития силы удара занимающихся Айкидо используются такие же методы тренировки, как в карате или боксе.

 

   В Айкидо обычно отрабатывают удары по макивара. Мы не разбиваем кирпичи, однако мы регулярно упражняемся в нанесении удара. Для этого не используются специальные техники, – ведь базовые движения и техники, которые мы постоянно отрабатываем в доджо, сами по себе способствуют постановке удара.

 

   Что же необходимо для мощного удара?

 

   Предположим, что мы начинаем шаг с правой ноги. Вопрос заключается в том, сохраняется ли центр тяжести тела на правой ноге. Если да, то удар будет эффективным. В Айкидо при выполнении шага чрезвычайно важно координировать движение всего тела и конкретного движения частью тела таким образом, чтобы сила была сконцентрирована и направлена вперед. Однако многие, выполнения шаг вперед, неправильно двигают колени. В результате сила, возникающая вследствие движения центра тяжести вперед, блокируется в колене и не передается в верхнюю часть тела и, следовательно, в кулак. Вот почему удар получается неэффективным.

 

   Ключевым моментом является гибкость, податливость колен. Гибкость, однако, не означает вялость, слабость. Вопрос скорее заключается в том, можете ли вы, выполняя шаг, плавно выдвинуть колено вперед и таким образом перенести вперед центр тяжести. Обычно при перемещении вперед колена впередистоящей ноги и бедер подтягивается сзадистоящая нога. Когда вы научитесь выполнять это движение, вы сможете проецировать силу всего своего тела в кулак и генерировать огромную силу. Это и есть сконцентрированная сила.

 

 

   Занимающиеся Айкидо узнают по изложенному описанию движение, выполняемое в hiriki no yosei, которое мы отрабатываем ежедневно во время разминки. Оно аналогично движению, выполняемому в бросковых техниках, когда сила движения всего тела передается через руки. Точно так же используется движение тела вперед при применении техник ni. В Айкидо базовые движения имеют важнейшее значение в техниках нанесения удара. Конечно, в реальных жизненных ситуациях вы должны уметь выполнять эти движения в последовательности более широких и более быстрых движений.

 

   Более того, не имеет значения, какой удар наносится, – атакующий или ответный. Свободно корректируйте свою реакцию согласно данной конкретной ситуации. Важнейшими моментами здесь являются центр тяжести, перенос движения вперед и направление силы, возникшей вследствие такого сдвига, в кулак. Если вы сможете скоординировать все эти три движения и объединить их в одно, то удар будет эффективным.

 

   Однако не следует сжимать кулак слишком крепко. В этом случае вы создаете излишнее напряжение в мышцах, и вам не удастся направить силу в руку. Расслабленное сжатие кулака и легкость выполняемого удара – залог эффективности техники.

 

   Существует множество способов нанесения удара кулаком. Можно выполнить прямой фронтальный удар, или же, – как я часто люблю делать, – можно наносить удар вторым суставом указательного или среднего пальца. Против реального противника более эффективным является выполнение удара одним суставом, фокусируя силу в слабую точку тела. Помните, что противник – это человек, а не некий твердый объект.Источник: Gozo Shioda "Aikido Shugyo. Harmony in Confrontation"

Нет никакой магии,есть предел...но нет предела, если вы находитесь в нужное время в нужный момент.

Кристиан Тиссье

Как только мы теряем возможность двигаться дальше, мы не должны напрягаться, это всего лишь означает, что мы подошли к концу одного действия, однако, какое–то другое действие должно начинаться в результате нашей остановки, и мы должны стараться не разрывать контакт. Отвечая на ваш вопрос о состоянии расслабленности, хочу отметить, что одна из задач будо — это победа над своим страхом.

Кристиан Тиссье

Сущность будо — это отсутствие открытых для атаки мест, «waki ga nai», что означает «никогда не оказываться открытым», это касается как наших движений, так и наших слов.

Кристиан Тиссье

Айкидо — эта боевая дисциплина, однако, это также искусство, и как только мы используем своё тело с этой точки зрения, мы должны работать над чистотой движений. Эстетика — это финальный результат такой работы.

Кристиан Тиссье

Когда вы попадаете в ситуацию, о которой можете сказать: "Если я проиграю здесь, я умру", тогда впервые проявится каждая унция вашей силы.

Годзо Сиода

В Айкидо атэми — это не только нанесение ударов руками или ногами. Любая часть тела может стать оружием, с помощью которого выполняется атэми.

Годзо Сиода