Этикет

Этикет

При проведении занятий по айкидо, в додзе соблюдаются традиционные правила поведения. Это как дань многовековой японской культуре, подарившей миру в т.ч. айкидо, так и следование учению О-Сэнсея.

Этикет

От любого ученика ожидается участие в создании благоприятной атмосферы гармонии и уважения, искреннее принятие духа Айкидо и следование ему. 

Прежде всего, следует с уважением относиться к тренировочному помещению, поддерживая там чистоту, к оборудованию и, конечно же, друг к другу. Необходимо уважать учение и философию Основателя, а также способ, с помощью которого сэнсэй передает это учение.

Додзе используется исключительно для запланированных занятий и может быть использовано как-то иначе лишь по непосредственному разрешению сэнсея.

Только сэнсей решает, будет ли он вас обучать или нет. Никто не может купить тренировку, набор техник или знания, преподносимые в додзе. Вы не можете купить технику. Ежемесячные взносы, которые следует вносить вовремя, обеспечивают место для практики и предоставляют вам скромную возможность выразить свою благодарность за получаемую науку. 

На татами не должно быть столкновений эго. Айкидо было задумано О-Сэнсеем как инструмент созидания, а не разрушения, как способ самосовершенствования и улучшения общества через социальную ответственность и преодоление агрессии. Сила айкидо - не в грубой мышечной силе, а в гибкости ума и тела, согласованности, контроле и скромности. 

Следует с уважением относиться к тому, что у тренирующихся могут быть разные причины, побудившие их заняться айкидо, разные физические возможности и разный темп освоения техник. Не следует проявлять высокомерие – необходимо уметь учиться у каждого партнера. Настоящее айки - это правильное и гибкое применение техники в любых меняющихся обстоятельствах. 

В ходе тренировки вы несете ответственность за то, чтобы не наносить травм друг другу и бережно относиться к своему партнеру по тренировке и себе.

Инструкции, которые дает сэнсэй, должны внимательно выслушиваться и безукоризненно исполняться - в полную меру ваших сил. Спорам здесь не место.

Правила поведения в додзе

При входе в додзе и покидании места занятий обычно делается поклон стоя. Также следует поклониться в направлении шомена или портрета Основателя, входя на татами или покидая его.

Одежда для тренировки (ги) должна быть чистой и целой. Во время занятий на вас не должно быть никаких украшений. Оружие должно быть в хорошем состоянии и, если оно не используется, находиться на своем месте. Никогда не следует использовать ги или оружие, принадлежащие кому-то другому.

За несколько минут до начала практики Вы должны, хорошо разогревшись, сидеть с соблюдением принятых правил на своем месте, находясь в состоянии спокойной медитации. Эти несколько минут предназначены для того, чтобы освободить свой ум от проблем дня и подготовиться к занятиям.

Класс открывается и закрывается с соблюдением установленной церемонии, включающей короткую медитацию. Важно приходить вовремя и принимать участие в этой церемонии, чтобы освободить свой ум от проблем и настроиться на занятия айкидо. Если вы все же опоздали, следует, сидя рядом с татами, дождаться разрешения сэнсея присоединиться к тренировке. Сэнсей может назначить вам дополнительные физические упражнения, целью которых является не столько наказание за опоздание, сколько возможность разогреться перед основной тренировкой. 

Сидят на татами обычно в позе сейдза, однако, если это по каким-то причинам для вас сложно или болезненно, допускается поза со скрещенными ногами «по-турецки». Однако никогда не следует лежать на татами, сидеть с вытянутыми ногами, опираться о стену и проч. – необходимо постоянно сохранять алертность.

Во время занятий, когда сэнсей демонстрирует технику для изучения, ученики спокойно сидят в сейдза и внимательно следят за демонстрацией. После того как демонстрация закончена, следует поклониться сэнсею, затем своему партнеру и приступить к выполнению техники.

Когда дан сигнал об окончании техники, следует немедленно завершить прием и остановиться. Поклонившись своему партнеру, быстро возвращайтесь в ряд с остальными учениками.

На татами никогда не стоят и не слоняются без дела. Ученики должны либо заниматься практикой, либо сидеть в сейдза, ожидая своей очереди.

Если вам необходимо задать вопрос сэнсею, подойдите к нему, поклонитесь, выражая свое уважение, и ждите его подтверждения. 

Покидать татами во время тренировки можно только с разрешения сэнсея. 

Уважайте того, кто обладает большим опытом. Никогда не спорьте относительно техники. Вы здесь находитесь для практики. Не навязывайте свои представления другим. Если Вам хорошо известна изучаемая техника, а ваш партнер ею не владеет, вы можете провести через нужное движение этого человека. Но не пытайтесь исправлять или давать указания своему партнеру по тренировке, если вы не достигли соответствующего уровня.

Сведите разговоры на татами к абсолютному минимуму. Айкидо - это опыт.

Если вы не уверены в том, что делать в конкретной ситуации, спросите старшего ученика или просто следуйте его примеру.

 

«СЕНСЕЙ»

Принято считать, что японский термин «сенсей» имеет какой-то особый смысл. На самом деле в Японии любого преподавателя называют «сенсей», даже если он объясняет, как надо стоять за стойкой бара, или преподаёт основы английского языка.

«Сенсей»

Этот термин относится и к воспитателю детского сада, и к футбольному тренеру вашего ребенка. Такое обращение - знак уважения, но оно не несет такой вес, как «доктор» или «профессор» на Западе (хотя доктора и профессора также называют «сенсей»).

Таким образом, любого, кто преподает айкидо, даже если это 5-ый кю, называют «сенсей», японцы будут использовать именно это обращение. И, конечно же, никто не будет придавать этому слову большого значения. Если вы очень уважаете кого-то, то можете называть его «сенсей» все время, даже не на занятиях, или не называть так. В этом слове нет никакого волшебства, это лишь нормы вежливости; точно также вы обращаетесь к Тому Ханку «мистер Ханк», а не «Хай, Томми», если вы только что с ним познакомились. В отличие от английского, в японском языке титул ставится после имени. Таким образом, правильно говорить «Смит сенсей», а не «сенсей Смит». Кроме того, не очень корректно называть себя самого «сенсей». Если преподаватель в Японии представляет себя, он называет только своё имя.

Нет никакой магии,есть предел...но нет предела, если вы находитесь в нужное время в нужный момент.

Кристиан Тиссье

Как только мы теряем возможность двигаться дальше, мы не должны напрягаться, это всего лишь означает, что мы подошли к концу одного действия, однако, какое–то другое действие должно начинаться в результате нашей остановки, и мы должны стараться не разрывать контакт. Отвечая на ваш вопрос о состоянии расслабленности, хочу отметить, что одна из задач будо — это победа над своим страхом.

Кристиан Тиссье

Сущность будо — это отсутствие открытых для атаки мест, «waki ga nai», что означает «никогда не оказываться открытым», это касается как наших движений, так и наших слов.

Кристиан Тиссье

Айкидо — эта боевая дисциплина, однако, это также искусство, и как только мы используем своё тело с этой точки зрения, мы должны работать над чистотой движений. Эстетика — это финальный результат такой работы.

Кристиан Тиссье

Когда вы попадаете в ситуацию, о которой можете сказать: "Если я проиграю здесь, я умру", тогда впервые проявится каждая унция вашей силы.

Годзо Сиода

В Айкидо атэми — это не только нанесение ударов руками или ногами. Любая часть тела может стать оружием, с помощью которого выполняется атэми.

Годзо Сиода