"Простые секреты искусства О-Сэнсэя"

"Простые секреты искусства О-Сэнсэя"

Одна из вещей, которую я осознал в начале своей карьеры, исследуя истоки айкидо, заключается в том, что лишь немногие из учителей айкидо в наше время знакомы с особенностями искусства Основателя

"Простые секреты искусства О-Сэнсэя"

"Простые секреты искусства О-Сэнсэя", автор – Стэнли Пранин

Одна из вещей, которую я осознал в начале своей карьеры, исследуя истоки айкидо, заключается в том, что лишь немногие из учителей айкидо в наше время знакомы с особенностями искусства Основателя. Даже в большей степени, чем Морихэй Уэсиба, такие пионеры айкидо послевоенной эпохи, как Кэндзи Томики, Годзо Сиода, Киссёмару Уэсиба, Коити Тохэй, Морихиро Сайто, Сэйго Ямагучи, Мичио Хикитсучи и др. являются ключевыми фигурами, наиболее значительно повлиявшими на искусство, практикуемое сегодня.

 

«Гиперосознанность, острота реакции и неукротимый энтузиазм, продемонстрированные Основателем, – уникальны»

Одна из вещей, которую я осознал в начале своей карьеры, исследуя истоки айкидо, заключается в том, что лишь немногие из учителей айкидо в наше время знакомы с особенностями искусства Основателя. Даже в большей степени, чем Морихэй Уэсиба, такие пионеры айкидо послевоенной эпохи, как Кэндзи Томики, Годзо Сиода, Киссёмару Уэсиба, Коити Тохэй, Морихиро Сайто, Сэйго Ямагучи, Мичио Хикитсучи и др. являются ключевыми фигурами, наиболее значительно повлиявшими на искусство, практикуемое сегодня.

Методология преподавания Морихэя Уэсибы, не согласованная с послевоенным японским обществом, его сильная религиозная направленность, его частые путешествия и нерегулярный график были причиной того, что большинству студентов было довольно трудно получить всесторонние указания от Основателя. К этому можно добавить тот факт, что развитие и распространение айкидо в Японии выпали на мирное время, в будущем превратившееся в эпоху невиданного экономического процветания. В таких условиях, в отсутствие постоянно нависшего призрака войны и ощущения физической опасности, тренировкам айкидо в мирное время не доставало интенсивности и сконцентрированности, свойственных непростым временам довоенной эпохи. Кроме этого, до войны были широко распространены практики дзюдо и кэндо, они преподавались в школах. Это значит, что ученики О-Сэнсэя в довоенный период имели более высокий уровень физической и умственной подготовки в начале тренировок, по сравнению с теми, кто обучался айкидо уже после войны.

 

Стоит отметить, что в первые годы развития айкидо, в 1950х, было несколько отличных мастеров и вдохновляющих учителей. Были также те, кто говорил о нравственном аспекте айкидо и его роли как средстве улучшения человека и общества. Тем не менее, гиперосознанность, острота реакции и неукротимый энтузиазм, продемонстрированные Основателем, – уникальны. Другими словами, его религиозные убеждения и взгляд на самого себя, как на инструмент «ками», чьей целью является реализация мира и братства на земле, создавали слишком необъятную концепцию для большинства учителей айкидо, которые смотрели на себя в основном как на обучающих самозащите и физической подготовке.

Бесспорно, не существует замены для долгих лет профессиональной подготовки, ярким примером чего является сам Основатель. Но каковы другие особенности искусства О-Сэнсэя, отличавшие его от поколений учеников, которые следовали по его стопам? Используя стоп-кадры из нескольких сохранившихся до наших дней фильмов, мы хотели бы указать на ключевые моменты, которые иллюстрируют динамические принципы айкидо Основателя.

Осанка

 

Начнём с того, что при просмотре кадров с изображением Основателя поражает его неизменно прекрасная осанка. Хорошая осанка, безусловно, является неотъемлемой частью боевых искусств и любых физических или спортивных практик. Занятия с мечом развивают хорошую осанку, а я уже писал в другой статье о том, что Основатель очень увлекался мечом в середине 1930х годов.

Очевидно, правильная осанка неразрывно связана с равновесием и способностью к расслаблению. Свободные и плавные движения Основателя начинаются с прямой осанки, в которой не заметно ни малейшего следа негибкости. Поэтому он может свободно перемещаться в любом направлении, начиная выполнение какого-либо технического элемента.

Авасэ

 

Концепция «слияния» с противником в айкидо часто используется, когда учителя описывают механику технического элемента. Под этим словом обычно подразумевается движение, выполняемое для того, чтобы совпасть со скоростью и направлением атаки укэ. После этого наге лишает укэ равновесия и выполняет бросок.
На самом деле, это довольно поверхностное объяснение понятия слияния, как его понимал Основатель. Причина в том, что в этом случае именно укэ контролирует время и направление атаки, а наге «реагирует» в попытке слиться или сравняться с движениями укэ. Если противник опытен и способен передвигаться очень быстро, просто не хватит времени, чтобы ответить таким методом.

Гораздо сложнее для наге перехватить инициативу, заставляя укэ сравняться с «физическим» лидерством наге. Укэ не может оказать существенное сопротивление применённому наге физиологическому давлению. Примером стратегии, упомянутой здесь, может быть естественная поза, сопровождающаяся смещением тела, мэцукэ или зрительным контактом, или изменением ритма дыхания для того, чтобы назвать некоторые возможности. В таких условиях укэ должен справиться с меняющимся энергетическим полем и изменить свою атаку для компенсации.

Киай / Атэми

 

Термин «киай» иногда используется по отношении к обучению айкидо и означает «боевой крик», который используется для того, чтобы блокировать или нейтрализовать атаку противника. Данная голосовая техника применяется на выдохе и концентрирует тело и дух наге в одной точке. Конечным итогом правильно выполненной киай является нарушение потока ки у укэ и рассредоточение его атаки. Часто на короткое мгновение движение укэ застывает, что даёт наге отличную возможность применить какой-либо технический приём.

О-Сэнсэй часто использовал киай как средство для управления укэ. Особенно часто он использовал киай при работе с мечом. Парадоксально, но применение Основателем данной техники было настолько эффективным, что атаки его укэ часто становились довольно вялыми, потому что были прерваны своевременной киай.

До самой смерти Основатель применял атэми, т.е. «упреждающие удары». Но сегодня атэми больше не используются в айкидо. По моему мнению, это вызвано непониманием его назначения. Атэми – это действие, используемое для упреждения агрессивного намерения укэ с помощью отвлекающего манёвра в виде удара. Атэми используются не с целью поразить или ослабить укэ перед выполнением техники. Его значение аналогично роли киай и заключается в нарушении концентрации укэ.

За пределами «Сенсен но Сен»

 

Традиционное объяснение стратегий в контексте японских боевых искусств часто содержит рассмотрение трёх уровней боевой активности: «го но сен», «сен но сен» и «сенсен но сен». Эти стратегии определяются следующим образом: «го но сен» означает «позднюю атаку», включает в себя оборонительное или отражающее движение в ответ на атаку; «сен но сен» – оборонительная инициатива, предпринятая одновременно с атакой противника; и «сенсен но сен» – инициатива, предпринятая в ожидании атаки, когда противник полностью настроен на нападение и в психологическом смысле находится за пределами точки невозврата. Последняя стратегия, как правило, считается наивысшим уровнем в развитии боя в классических искусствах.

У Основателя концепция стратегии айки выходит за рамки измерения психофизического противостояния. В интервью 1957 года он выразил эту концепцию в следующих словах:
Здесь главное – не выбор между «сенсен но сен» или «сен но сен». Если бы мне пришлось попытаться выразить это словами, я бы сказал, что вы контролируете своего противника, не пытаясь контролировать его. Т.е. состояние непрерывной победы. Это не вопрос завоевания противника или проигрывания ему. В этом смысле в айкидо не бывает противников. Даже если у вас есть противник, он становится частью вас, партнёром, которого только вы можете контролировать.

Ключевое понятие здесь: то, что, как правило, может быть истолковано как физическое противостояние с т.н. нападающим, переосмысливается как гармоничное взаимодействие. Воинственные побуждения укэ преодолены и окутаны любовью. Другими словами, цель состоит в том, чтобы жить полной жизнью на другом уровне сознания в гармонии с окружающей средой и встречающимися на жизненном пути людьми. Рассматриваемое таким образом, айкидо становится метафорой мирной жизни при наличии навыков, необходимых для нейтрализации жестокого противника и победы над ним.

Это высокий идеал, достижимый лишь после долгих лет практики развития повышенной чувствительности к людям и событиям, окружающим человека. Более того, он подразумевает под собой развитие комплекса произвольных навыков, состоящего из психофизиологических реакций, подходящих для любого возможного вида человеческого взаимодействия.

Аме но Укихаши

 

Основатель смотрел на мир с точки зрения синтоизма, особенно сильно на него повлияла религиозная секта Омото. Одно из выражений, которое он часто употреблял по отношению к своей роли как создателя айкидо, было «Аме но Укихаши». Буквальный его смысл – «небесный разводной мост». Это мост между Небом и Землёй. Таким образом, стоять на Аме но Укихаши означает стоять между Небом и Землёй. В Кодзики, древней японской летописи, написано, что на этом мосту стояло два божества, и они начали создание стран (островов).

Этот мост Аме но Укихаши – связь между Небом и Землёй – располагался в любом месте, в котором О-Сэнсэй мог находиться в данный момент времени, трудясь от имени ками или божеств с целью, чтобы Земля стала гармоничной и мирной. Другими словами, это и есть миссия айкидо. Тщательно разработанная О-Сэнсэем техника джо ката, состоящая из движений вверх-вниз и по спирали, которую он выполнял на демонстрациях, символизировала эту связь с божественной энергией, исходящей из небесной сферы.

Вверх и вниз, к и от

 

Основатель был специалистом по навязыванию условий т.н. движениям атакующего. Среди способов достижения этой цели было совершенно своевременное выполнение различных телесных манёвров перед нападением. Из-за его движений вверх-вниз, со стороны в сторону и скольжения атакующий не мог начать агрессивное движение с устойчивого положения. Психическое спокойствие укэ нарушалось такими движениями до той степени, когда он уже терял всякую волю к нападению.

Иногда, приближаясь к партнёру, Основатель высоко поднимал руки или даже подпрыгивал, из-за чего нападающий становился практически беспомощным, тщетно пытаясь начать атаку.

Ведение и изменение направления

 

Основатель ввёл в частое использование вытягивания рук и круговые движения кистями в качестве прелюдии к физическому контакту с укэ. Этот ход имел тот же эффект, что и смещение тела, описанное выше. Внимание нападающего было обращено к движениям рук и кистей Основателя, и этим вытеснялось всякое намерение атаковать. В конце этого хода следовали движения по спирали и вверх-вниз, которые служили прелюдией к технике броска или действию на суставы и туше.

Другим типичным манёвром, которым пользовался Основатель, было регулирование и изменение направления. Этот манёвр принимал форму телодвижения или смещения с одной стороны в другую перед началом выполнения технического элемента. Его тай сабаки заставляло укэ двигаться в одном направлении, позволяя таким образом О-Сэнсэю начать нападение со стороны, поскольку укэ был заблокирован начальной линией атаки, уже отвергнутой Основателем.

Айкидо и меч

 

Основатель демонстрировал заинтересованность мечом на протяжение всей своей карьеры в боевых искусствах. Он даже получил сертификат по работе с мечом в школе Ягю Синкагэ-рю от Сокаку Такэда в 1922 году, хотя точное содержание его тренировок с мечом у Сокаку неизвестно. Позже, в 1937 году, он официально вступил в классическую школу Касима Синто-рю, повлиявшую на его эксперименты с мечом, особенно во время пребывания в г. Ивама в 1942-1960 гг.

О-Сэнсэй не предпринял попыток систематизировать или развить упражнения ката с использованием меча, которые формально используются при обучении айкидо. Для Основателя меч был продолжением божественной силы, которая должна использоваться только в полезных для жизни целях. Его работа с мечом – и то же самое может быть сказано о его дзё – была просто ещё одним средством для выражения движения айки, основанного на тех же универсальных принципах, что и техники тайдзюцу.

Когда меч является продолжением тела, назначение и принципы движения понимаются более чётко в сравнении с техниками без использования оружия. Часто Основатель показывал движение или принцип как с оружием, так и без него, чтобы прояснить их взаимосвязь.

В этом свете, сравнение работы О-Сэнсэя с мечом с классическими школами, использующими меч, – совершенно излишне, поскольку его намерением было не передать техники, которые можно использовать на поле боя, а показать, как божественная энергия течёт по человеческому телу, пространству вокруг него и по всей Вселенной.

Кихаку

 

Слово «кихаку», обычно переводимое как «дух» или «мощь», – термин, который может быть использован для описания общего уровня энергии или сосредоточенности, очевидной для айкидо Основателя. Его движения обладали свойством «электричества» или «заряженности», ощутимым для каждого наблюдателя. Все вместе взятые характеристики айкидо О-Сэнсэя, на которые мы ссылались выше, могут быть сведены к кихаку. Это динамическая интенсивность, рождённая из тотальной сосредоточенности на сонастроенности с окружающей средой.

Искусство Основателя было воистину волшебно. Даже смотря старые фильмы, сохранившие его движения, человек пленяется его внушительной подачей себя, радостным возбуждением и совершенным владением энергией и пространством. Такой уровень знаний может быть достигнут лишь тем, кто достиг состояния, которое многие называют «просветлением». В любом случае, он, несомненно, вышел за пределы нормального человеческого сознания и вошёл в состояние повышенной концентрации внимания и чувствительности. Это состояние единства является целью, которая должна быть блистающим примером для айкидок, которых коснулось его безвременное послание. Почему мы должны довольствоваться меньшим в нашем обучении?

 20.05.2014


права на перевод принадлежат сайту AikidoPatriot.ru ©

Нет никакой магии,есть предел...но нет предела, если вы находитесь в нужное время в нужный момент.

Кристиан Тиссье

Как только мы теряем возможность двигаться дальше, мы не должны напрягаться, это всего лишь означает, что мы подошли к концу одного действия, однако, какое–то другое действие должно начинаться в результате нашей остановки, и мы должны стараться не разрывать контакт. Отвечая на ваш вопрос о состоянии расслабленности, хочу отметить, что одна из задач будо — это победа над своим страхом.

Кристиан Тиссье

Сущность будо — это отсутствие открытых для атаки мест, «waki ga nai», что означает «никогда не оказываться открытым», это касается как наших движений, так и наших слов.

Кристиан Тиссье

Айкидо — эта боевая дисциплина, однако, это также искусство, и как только мы используем своё тело с этой точки зрения, мы должны работать над чистотой движений. Эстетика — это финальный результат такой работы.

Кристиан Тиссье

Когда вы попадаете в ситуацию, о которой можете сказать: "Если я проиграю здесь, я умру", тогда впервые проявится каждая унция вашей силы.

Годзо Сиода

В Айкидо атэми — это не только нанесение ударов руками или ногами. Любая часть тела может стать оружием, с помощью которого выполняется атэми.

Годзо Сиода