Кристиан Тиссье. Интервью Aikido Journal.

Кристиан Тиссье. Интервью Aikido Journal.

Джош Голд из Aikido Journal, США, взял интереснейшее интервью у шихана Кристиана Тиссье. Мастер рассказывает о том, каким ему видится дальнейшее развитие айкидо и на что следует обращать внимание в своей практике.

Кристиан Тиссье. Интервью Aikido Journal.
img

СМОТРЕТЬ ВИДЕО

Aikido Journal представляет

 

Джош Голд: Нам удалось взять интервью у сэнсея Кристиана Тиссье для Aikido Journal. Я несколько нервничал, проводя эту беседу, ибо делал это впервые от имени Aikido Journal. А кроме того, это было первое интервью, которое я брал в качестве преемника Стэнли Пранина. И, конечно, для меня это была потрясающая возможность: проинтервьюировать шихана Кристиана Тиссье, 8 дан; первого не-японца, получившего эту степень, являющуюся наивысшей из ныне присуждаемых Айкикай; одного из наиболее заметных лидеров айкидо в мире. Он произвел на меня впечатление очень умного, мудрого человека, очень четко формулирующего свои мысли и способного дать те ответы, которые Айкидо-сообщество могло бы взять на вооружение, чтобы и дальше совершенствовать себя. И это, на мой взгляд, то самое особенное, что содержится в этом интервью.

 

Шихан Кристиан Тиссье, 8 дан Айкидо Айкикай

 

Перспективы возрождения Айкидо

 

Джош Голд: Людям кажется, что в настоящий момент айкидо – по крайней мере в США и в целом в Северной Америке – переживает некий спад. Ощущается недостаток интереса со стороны молодого поколения. Молодежь больше не приходит заниматься. Вы в айкидо уже очень долгое время, как вам кажется: это просто нормальный цикл, которые вы наблюдали и раньше, или…

 

Кристиан Тиссье: Да, мы уже беседовали ранее со Стэном, незадолго до его смерти, об этом спаде в айкидо. Я бы не сказал, что вижу какой-то спад. На мой взгляд, движение айкидо в мире сейчас довольно стабильно. Я думаю, в США происходит то же, что и в Европе. И это происходит со всеми видами будо: дзюдо, карате – традиционными боевыми искусствами. Они стабильны, но не более того. Они точно не растут. И не растут они, в частности, потому, что сейчас есть множество других новых видов спорта или новых видов боевых искусств, например: крав-мага, ММА, бразильское джиу-джитсу и т.д. И возможно, айкидо как боевое искусство утратило некую магию, окружавшую его ранее. Когда я был ребенком, айкидо – это было что-то из разряда волшебства. Когда молодым человеком я исполнял хай-кик, это было просто сумасшествие. А сейчас… посмотрите любое кино – это сплошь и рядом. Никакой тайны не осталось.

 

В ряде других стран – а я, например, недавно был в Китае – айкидо продолжает расти, потому что оно пока еще в новинку. То же самое в России. И я полагаю, мы будем наблюдать тот же эффект, когда айкидо массово придет в Индию и другие подобные страны. Так что в целом ряде стран айкидо продолжает рост.

 

Мне кажется, что проблема в том, что нет правильного образа, имиджа, который мы бы транслировали людям. Можем ли мы сказать, что айкидо – это способ самообороны? Нет; да и люди в это не верят. Для многих людей покупать специальную форму, ги, выполнять поклоны, делать упражнения на концентрацию или тренировать ката – это перебор. Им интересно прийти на тренировку в шортах и футболке, провести ее на пляже, заняться чем-то сумасшедшим. И чем-то, что можно быстро освоить. Так что вопрос как раз в том, где место айкидо, настоящего будо, в современном мире. Какое впечатление мы хотим производить на людей. В том числе на молодых людей.

 

Иногда, когда вы посещаете некоторые додзе, поскольку айкидо существует уже много лет, лучшие инструкторы там – люди за 60 или даже за 70. И если эти инструкторы производят впечатление мастера, настоящего профессионала – молодые люди будут готовы их принимать. Но просто пожилого учителя они не примут! Так что вы должны быть настоящим мастером, и тогда возраста для вас не существует. Понимаете? Когда я приехал в Японию, мне было 18. Конечно, все мои учителя были много меня старше. Осава-сэнсею было 60, и мне тогда казалось, что это уже почти 90. Но у него был правильный имидж, он был для меня примером, а совсем не пожилым человеком. А иногда, когда я преподаю, я же провожу множество семинаров и вижу разных учителей, я понимаю, что и физически, и технически они «устарели». Если мы хотим привести в айкидо больше молодых людей, возможно, нам следует дать больше места и молодым учителям. Понимаете, о чем я? Это то же самое, что я делаю в своем додзе. Я все еще веду тренировки, но на самом деле очень мало. Все остальные преподаватели имеют 6 дан, им по 35-45 лет. А для тинейджеров, мне кажется, учитель в возрасте лет 25 будет отличным вариантом, потому что сможет им быть «старшим братом», потому что они легко найдут общий язык, потому что подростки захотят походить на него, а не на старика.

 

Это один вопрос – про учителей. А другой все же про имидж. Что такое будо? Самооборона? Да. Работает ли оно? Да. И одновременно: нет. Зависит от конкретной ситуации и конкретных людей. Когда люди говорят «о, бокс куда эффективнее айкидо» - нет! Только те люди, которые продолжают заниматься боксом, возможно, эффективнее. А в айкидо может прийти любой, даже если у него не все получается. Что происходит в боксе? Вы выходите на ринг – и бац, нокаут. ОК, не повезло. Выходите второй раз, снова проигрываете. И что? Вы прекращаете заниматься. Так что только очень небольшое количество людей действительно преуспевают в боксе. И да, они очень хороши. Но и в айкидо то же самое. Из тысячи занимающихся айкидо, возможно, лишь у пяти по-настоящему высокий уровень. И эти пятеро вполне могут сказать: да, айкидо – это самооборона. Но для всех остальных айкидо – это нечто другое. Но что? В этом главный вопрос! Если это не самооборона… ок, для некоторых – самооборона, но если нет – тогда зачем мне заниматься айкидо? Для поддержания здоровья? – Да, возможно, но этого мало. Нам нужно каким-то образом объяснить, что айкидо – это будо, а будо – это, среди прочего, способ саморазвития, самообразования. Какое это развитие? Физическое? Духовное? Если только духовное – к вам будут приходить только очень странные люди. Только физическое – хмм… этого недостаточно. И как привести людей к духовным аспектам айкидо, если вы не владеете техникой? А если у вас только техника, но вы не думаете не то, что о духовном, но хотя бы просто о том, что и почему вы делаете – за вами никто не пойдет.

Защищать и уважать свое тело

 

Очень важно сохранять здоровье своего тела. Я это точно знаю. Потому что знаете… Я счастливый человек, потому что я по-прежнему могу двигаться, но я не могу сесть на колени. У меня было 5 операций. Я повредил себе плечо. Я фактически сломал свое тело. Потому что, когда начинаешь заниматься айкидо, особенно, если ты еще молод, если у тебя хорошая страховка, люди выполняют броски «а, ничего страшного: он хорошо страхуется». Но это вредит телу! И учителям следует обращать внимание на это, особенно при занятиях с молодыми людьми. Если у вас что-то болит – дайте телу отдохнуть и восстановиться. Не надо думать «Ну да, больно, но это не проблема, я должен быть самураем». Потому что тело – это самое важное, что у вас есть.

 

И с другой стороны, если вы не уважаете свое тело, не заботитесь о нем, позволяете себе быть не в форме, это… ну, во-первых, это плохо для здоровья. Это неуважение к себе. И – как мы говорили ранее – в этом случае крайне сложно оставаться образцом для других людей. Понимаете? Что вы показываете молодым людям? Когда вам 15, вы мечтаете. И точно не о том, чтобы стать такой старой развалиной.

 

Про силу энтузиазма

 

Расскажу вам что-то очень личное… как это по-английски? сокровенное!

 

Когда мне было лет 35-40, у меня был 6 дан, я вел занятия каждый день и проводил много семинаров, я не хотел показывать икке. Мне казалось, что я просто не могу этого делать, не хочу это делать. И я не показывал икке! От шомен учи! Иногда показывал от захватов, но не от шомена. И я смотрел на своих учеников, обладателей 1 и 2 данов – и мне казалось, что они лучше меня. И я… ну не впадал в депрессию, конечно, но много размышлял о том, так ли все должно быть. Как в спорте: когда тебе 22-24 – ты чемпион, а потом к 30-35 тебе приходится остановиться, потому что ты больше уже не так хорош? Например, в теннисе, когда вчерашнему чемпиону уже 45 – он же все равно владеет той же техникой, что и раньше! Он может преподавать, может объяснять. Но почему он больше не чемпион? И я поговорил с одним своим другом, как раз хорошим теннисистом. И он сказал мне: «Это все потому, что мы утрачиваем энтузиазм». Когда вам 20 и кто-то посылает мяч в дальний угол площадки – вы понимаете, что вам его не достать, но все равно бежите за ним, как молодой пес. И иногда все же достаете! Когда вам 30-40, вы понимаете, что вам не отбить – и даже не пытаетесь. Вы теряете энтузиазм.

 

И я подумал, что возможно, это то, что со мной и происходит. Что мне нужно вернуться… ну не к уровню новичка, но все же… перестать смотреть на икке так, как я делал несколько лет назад, когда мне казалось, что это хорошее икке. Может быть, мне следует выучить его заново, посмотреть на технику глазами новичка, возродить энтузиазм, заново изобрести свое икке. И что в конце концов не так с моим икке? Людям со стороны было не видно. Я понимал, что что-то не так, но люди – нет.

 

Наверное, я изменил подход. Я стал снова много практиковать икке. Я не показывал его на семинарах, потому что не был в нем уверен. Но много тренировался сам и однажды – не знаю почему – вдруг понял, что снова комфортно себя чувствую с этой техникой. И с того момента я очень четко понял, что, если вы теряете энтузиазм в отношении того, чем занимаетесь, вы начинаете регрессировать.

 

об эволюции айкидо

 

Безусловно айкидо эволюционирует. Но, с другой стороны, нам всем нужны общие корни. Таким образом, базовые техники, т.н. кихон, это историческая память айкидо. Любой занимающийся и любой тренер должен отлично знать все икке, нике, санке, енке, гоке – все эти основные техники. И Дошу является… я не знаю точно слово по-английски… вероятно, гарантом ортодоксально верного айкидо. Я предполагаю, что иногда ему хочется сделать что-то иначе, но он остается верен классике, потому что он обязан показывать, что такое настоящее, «официальное» айкидо.

 

Когда я говорю про «официальное» айкидо – я, конечно же, имею в виду базовые техники, которые учат все. Но именно для этих базовых техник у каждого шихана есть свое понимание и своя интерпретация. И иногда вы пробуете сделать икке так или иначе, вам кажется, что так получается интереснее, эффективнее, и в ряде случаев через пару месяцев вы меняете свое мнение. Но если вы не пробуете ничего нового, не исследуете, то айкидо мертво! Потому что любое искусство – так же, как и любой спорт, но искусство в первую очередь – должно эволюционировать.

 

Некоторые люди говорят: «Но ведь айкидо – очень традиционно. Я не хочу ничего менять. Техники всегда делались так. Мой учитель делает так – и я буду делать так, и буду тренировать моих учеников так же». Мне кажется, это не вполне верный подход. Мои учителя обучили меня самым базовым техникам, и этими базовыми техниками мы заложили основу. Как в строительстве – фундамент. И вместе с базовыми техниками вы изучаете принципы: что такое отношение, что такое дистанция, что такое видение, что такое экономичность движений, что такое уважение к целостности, что такое коммуникация… И когда эти принципы надежно закреплены в вашем теле и в вашей голове, вы открыты к любому … ну, если не созиданию, то по крайней мере к новым ощущениям.

 

Это забавно! Иногда нам кажется, что мы что-то создаем, хотя на самом деле это было создано до нас. На днях я как раз делился с кем-то этой мыслью. Время от времени мне кажется, что, если я сделаю икке так, а не иначе, это может оказаться интереснее – для меня или для моего партнера по тренировке. И у меня возникает чувство, что я создаю что-то; что я нашел что-то новое. А потом я смотрю на YouTube записи Ямагучи-сэнсея – и он уже делал это! Но в тот момент я не мог этого увидеть и осмыслить. Однако у меня была база для того, чтобы я оказался в состоянии увидеть. Понимаете, о чем я? Это моя персональная эволюция. Пусть я не создал ничего принципиально нового. Но за счет наличия базы, наличия тех техник, которые я выучил ранее, я оказался в состоянии увидеть то, чего не видел раньше. Это развитие меня, не только айкидо!

 


  

Шихан Кристиан Тиссье, 8 дан Айкидо Айкикай

 

Посвящается памяти Стэнли Пранина
Перевод: Марина Семёнова - ученица школы "Кайван".

Нет никакой магии,есть предел...но нет предела, если вы находитесь в нужное время в нужный момент.

Кристиан Тиссье

Как только мы теряем возможность двигаться дальше, мы не должны напрягаться, это всего лишь означает, что мы подошли к концу одного действия, однако, какое–то другое действие должно начинаться в результате нашей остановки, и мы должны стараться не разрывать контакт. Отвечая на ваш вопрос о состоянии расслабленности, хочу отметить, что одна из задач будо — это победа над своим страхом.

Кристиан Тиссье

Сущность будо — это отсутствие открытых для атаки мест, «waki ga nai», что означает «никогда не оказываться открытым», это касается как наших движений, так и наших слов.

Кристиан Тиссье

Айкидо — эта боевая дисциплина, однако, это также искусство, и как только мы используем своё тело с этой точки зрения, мы должны работать над чистотой движений. Эстетика — это финальный результат такой работы.

Кристиан Тиссье

Когда вы попадаете в ситуацию, о которой можете сказать: "Если я проиграю здесь, я умру", тогда впервые проявится каждая унция вашей силы.

Годзо Сиода

В Айкидо атэми — это не только нанесение ударов руками или ногами. Любая часть тела может стать оружием, с помощью которого выполняется атэми.

Годзо Сиода