Интервью с Хироши Икеда. Сувари вадза.

Интервью с Хироши Икеда. Сувари вадза.

Дзюдо, каратэ, иайдо, дзюдзюцу — все они имеют техники сувари вадза. В традиционном японском каратэ люди выполняли удары из сидячей позиции. Многие техники в иайдо делаются из положения сидя. В основном, всё идёт из центра, и сувари вадза — это самый быстрый путь для его развития...

Интервью с Хироши Икеда. Сувари вадза.
img

СМОТРЕТЬ ВИДЕО

Хироши Икеда

   

 . Представьте, что вы в Древней Японии. Вы сидите на татами, и кто-то на вас нападает. Вы не можете немедленно встать, вы должны двигаться из сидячей позиции. Таким образом, когда люди тренировались в сувари вадза, это не было чем-то особенным для них. Движение из положения сидя должно было быть настолько же естественным, как и движение из положения стоя. Если бы это было не так, они могли потерять свои жизни. Конечно, многое изменилось. Сегодня некоторые современные боевые искусства вообще не практикуют сувари вадза. Но я думаю, что если у вас здоровые колени, вам было бы полезно заниматься сувари вадза, чтобы развивать ваш центр.

- Когда айкидоки начинают тренироваться в сувари вадза, видите ли Вы большую разницу в их технике стоя?

- Да. Их техника стоя становится более сбалансированной, более устойчивой.

- Некоторые инструкторы советуют заниматься сувари вадза каждый день. Вы согласны с этим?

- Да. Даже если это займёт всего минуту. Нет необходимости делать десять минут в день. Десять минут вряд ли могут показаться длительным периодом времени. Но если вы выполняете нечто физически тяжёлое, например, рандори или сикко, десять минут — это очень, очень много. Когда я изучал Айкидо в колледже, занятия были всего по сорок минут. Обычно мы около десяти минут делали разминку и упражнения, и только тридцать минут оставалось на технику. Но эти тридцать минут казались пятью часами! Это было так долго! В начале, если ваше тело не подготовлено, выполнять сувари вадза десять минут в день — чрезвычайно трудно. Лучше начинать с одной минуты в день. Сикко вперёд и назад через додзё. Этого достаточно.

- Что делать людям с больными коленями?

- Это зависит от их проблем. Если лишь небольшая боль в коленях, они могут сесть и порастягивать их. Но если у человека действительно сильно повреждены колени, возможно, лучше не делать упражнения такого рода.

- Вы упомянули Ваши университетские тренировки по Айкидо. Какими они были?

- Университетские тренировки были подобны тренировкам в армии или на флоте. В Японии, если вы приходите в университетский клуб, вы не можете просто уйти. Если вы уходите, вы обязаны уйти из университета. Таким образом, университетский клуб Айкидо в Японии не похож на университетские спортивные клубы или клубы боевых искусств в США, совершенно не похож. В некотором смысле японская система хороша. Когда люди уставали, мы помогали друг другу. Когда кто-либо, бывало, говорил: «Я не могу продолжать, пожалуйста, я хочу уйти из клуба», — остальные члены клуба объединялись, чтобы вернуть его и помочь ему продолжать занятия. Имея слабый дух, человек мог продолжать заниматься. Тренировки не были лёгкими. Например, мы могли очень долго делать сикко. Не вставая, только идти, идти, идти — иногда целый час.

- Я слышала, что некоторые японские студенты получили серьёзные травмы на занятиях, на которых они должны были делать серию повторяющихся падений.

- Как я уже сказал, тренировки в университетском клубе были довольно суровые. Несмотря на то, что мне неизвестно, при каких обстоятельствах произошли случаи, о которых Вы упомянули, я действительно знаю, что потенциальная возможность для травм существует. В моём клубе сэмпаи иногда вставали в большой круг, и каждый из них бросал нас — правой рукой, левой рукой, правой рукой — по кругу. В этом упражнении мы бросали наши тела, но никто не умер, никто не получил травмы. Когда тренируются на пределе, для инструкторов и сэмпаев важно следить за появлением признаков утомления у новичков. Мы должны раздвигать наши пределы и, может быть, терпеть некоторые незначительные травмы, но нам следует также стараться избегать постоянных травм. Очень важно состояние ума. Если тело и дух человека не в порядке, может произойти несчастный случай. Помните также, что на татами нельзя стоять и разговаривать вблизи людей, выполняющих броски. Если Вы говорите и кто-то случайно ударит вас ногой в шею, может случиться серьёзная травма. Во время занятий никто не должен разговаривать — только тренироваться, тренироваться и тренироваться. Наши умы должны быть всегда сфокусированы на процесс тренировки.

- Можете ли Вы сказать, что Ваши тренировки в университетском клубе были полностью физическими?

- Тренировка ума тоже была важна. Иногда вы должны делать мысленную тренировку: вы должны думать о вашем теле. Если тело напряжено, вы должны заметить это — для того, чтобы расслабиться. Вы должны подумать: «Моё тело напряжено, и я — тот человек, кто держит его таким образом». Это — умственная тренировка, которая предшествует физической. В конечном счёте умственное и физическое сходятся вместе. Мы знаем, что О’Сэнсэй часто говорил об этом. В Айкидо тело, дух и ум — вместе. Иногда мы делаем тренировку тела, иногда тренировку ума, иногда тренировку духа. Но в конце концов, мы должны соединить их вместе. Тогда мы сможем стать сильнее. Иногда, когда физическая тренировка становится изнурительной, и вы не можете больше продолжать, открывается нечто новое. Представьте, что я — очень быстрый бегун, и что я собираюсь пробежать сто миль. После первых десяти миль я — впереди всех. Но после этого у меня уже нет сил. Поэтому в следующий раз я поступлю по-другому. Я начну бежать очень медленно, распределяя свои силы. Таким образом я смогу продолжить бег. В тренировках по Айкидо та же идея. Если вы делаете ошибку, в следующий раз вы поступаете иначе. Вы — ваш собственный учитель! Вот что означает тренировка, и вот почему тренировка никогда не кончается. Если вы совершаете ошибку сегодня, просто не делайте эту же ошибку завтра. Каждый день изменяйтесь чуть-чуть, работайте над собой. Конечно, иногда, когда вы учите себя, учитель должен быть строгим — не всегда приятным и мягким. Может быть очень трудно, если кто-то другой «давит» на вас. Поэтому вы должны сделать себя придирчивым учителем. В начале ваших тренировок нет необходимости быть суровым учителем. Но, если вы продолжаете занятия, то должны сделать себя как учителя жёстче.

- Возвращаясь к теме сувари вадза, какие виды техник могут выполняться из сидячей позиции?

- Все — те же самые, что и стоя. При работе с оружием вы можете махать мечом, передвигаясь в сикко, или делать тачи дори (отбор меча), или танто дори (отбор ножа), или джо дори (отбор палки).

- Что Вы посоветуете начинающим?

- Начинающие могут просто делать сикко вперёд и назад в додзё. Для некоторых достаточно выполнить сикко, пересекая татами поперёк — один раз до занятия и один раз после. Может быть, неделю спустя они будут способны ходить туда и обратно. Возможно, через три или четыре недели их колени будут сильнее, и они смогут пройти туда и обратно дважды. Следующий шаг — это повороты. Поворачиваться в сикко очень трудно, потому что легко потерять контроль и равновесие.

- Что инструктор должен говорить, чтобы заставить людей больше заниматься на коленях?

- Не думаю, что необходимо заставлять.

- Итак, если Вы учите сувари вадза и ученик говорит: «Я не могу больше», что Вы отвечаете?

- «Встань!» Если человек не может работать в сувари вадза, если что-то болит, не заставляйте. Люди не могут делать всё с первого раза. Возможно, три месяца спустя, они смогут это сделать, если продолжат занятия.

- Как быть тем, у кого появляются судороги, когда они учатся сидеть в сэйдза или работать сувари вадза?

- Судороги? Просто остановиться и вытянуть ноги. Очень хорошо сидеть в сэйдза дома — может быть, десять минут, пока смотрите телевизор. Когда вы сидите в сэйдза, мышцы ног растягиваются. Каждый день, не только на татами, но и дома — минута за минутой.

- Люди, чьи колени настолько плохи, что они не могут практиковать сувари вадза — как они могут развить хороший центр?

- Субури с бокеном. Выполнение субури — это другой путь развить сильный центр. Если вы расслаблены и делаете удар мечом, вы двигаете ваше тело, и это помогает развить центр.

- И ключ для развития хорошего центра это…

- Ежедневная практика. Один из моих друзей любит играть на гитаре, но у него очень маленькие кисти. Каждый день он растягивал свои пальцы — совсем немного во время ланча. Несколь месяцев спустя он мог взять аккорды, ранее недоступные. Он растягивал, растягивал и растягивал, и затем он смог достичь того, что хотел. Человек тем и интересен. Работая по-немногу каждый день, мы можем изменить наши тела. Мы просто должны тренироваться каждый день, по-немногу, шаг за шагом.

 
       

 

Нет никакой магии,есть предел...но нет предела, если вы находитесь в нужное время в нужный момент.

Кристиан Тиссье

Как только мы теряем возможность двигаться дальше, мы не должны напрягаться, это всего лишь означает, что мы подошли к концу одного действия, однако, какое–то другое действие должно начинаться в результате нашей остановки, и мы должны стараться не разрывать контакт. Отвечая на ваш вопрос о состоянии расслабленности, хочу отметить, что одна из задач будо — это победа над своим страхом.

Кристиан Тиссье

Сущность будо — это отсутствие открытых для атаки мест, «waki ga nai», что означает «никогда не оказываться открытым», это касается как наших движений, так и наших слов.

Кристиан Тиссье

Айкидо — эта боевая дисциплина, однако, это также искусство, и как только мы используем своё тело с этой точки зрения, мы должны работать над чистотой движений. Эстетика — это финальный результат такой работы.

Кристиан Тиссье

Когда вы попадаете в ситуацию, о которой можете сказать: "Если я проиграю здесь, я умру", тогда впервые проявится каждая унция вашей силы.

Годзо Сиода

В Айкидо атэми — это не только нанесение ударов руками или ногами. Любая часть тела может стать оружием, с помощью которого выполняется атэми.

Годзо Сиода