Все зависит от нас самих: и в айкидо, и в жизни.

Все зависит от нас самих: и в айкидо, и в жизни.

Продолжаем представлять вам инструкторов клуба "Кайван". Ведь мы считаем, что исключительно важно понимать, что собой представляет и как мыслит человек, которому вы доверяете себя или своих детей. Сегодня разговариваем с Сергеем Соседко, 4 дан Айкидо Айкикай, руководителем клуба "Кайван додзё" (южное отделение)

Все зависит от нас самих: и в айкидо, и в жизни.

Марина Семенова: Айкидо – ваш первый опыт в единоборствах?

Сергей Соседко: Нет, я начал освоение боевых видов спорта совсем не с айкидо. Еще в детстве я стал заниматься греко-римской борьбой и самбо. Достиг определенных успехов: я КМС, участник национальных - тогда еще общесоюзных -  соревнований по этим видам спорта. В конце 80-х, проходя воинскую службу в воздушно-десантных войсках, участвовал в армейских соревнованиях по рукопашному бою и борьбе самбо. Потом в 90-х несколько лет занимался каратэ. Это был важный опыт в том числе для понимания роли учителя: ушел я из этой секции вместе с половиной нашей группы, не найдя общего языка с новым тренером.Этот момент в жизни вспоминается,как хороший опыт,который пригодился мне в будущей преподавательской деятельности. А айкидо я открыл для себя в 1999 году в Москве.

 

МС: Почему именно айкидо?

СС: В то время я работал, как и большинство из вас и чувствовал, что в конце рабочего дня мне нужна какая-то разрядка, нужен способ разгрузить тело и голову, а я привык заниматься спортом. Это то, что я называю «физическая культура» - культура тела и духа, если хотите. Я стал искать зал неподалеку. И так случилось, что в этом зале были занятия айкидо. Я посмотрел, попробовал и – как и во многом в жизни – стал искать то лучшее, до чего мог дотянуться в этой области. Потратив какое-то время на поиски,  нашел один из залов Федерации Айкидо Айкикай, которой в то время руководил Дмитрий Байдер. Занятия в этом зале проводил Владимир Алдохин, тогда еще совсем молодой тренер. Мне понравился подход, понравилась техника, и я решил заниматься в этой группе.

Года через два после начала занятий айкидо я впервые – на видео – познакомился со школой Кристиана Тиссье. Именно тогда, наблюдая его технику,  окончательно понял для себя, что айкидо мне интересно не просто как способ сбросить напряжение в конце рабочего дня.  Примерно в то же время я познакомился с представителями школы Кристиана Тиссье в России – Алексеем Алексеенко и Михаилом Сафроновым – и пришел к ним на занятия. Вплоть до моего отъезда на юг, параллельно с тренировками у Владимира Алдохина, я время от времени посещал зал Гакумон Додзе, а также ходил на семинары Кристиана Тиссье в России.

 

МС: Сейчас айкидо – это ваша профессия и ваша работа. Как это произошло?

СС: Еще до получения 4 дана айкидо  стал время от времени тренировать других учеников, зачастую работая «на подхвате», на заменах у тренера. А после получения 1 дана начал  преподавать. Все это – еще в рамках структуры Дмитрия Байдера.

 

Позднее, вместе с Владимиром Алдохиным и  группой других инструкторов, мы стали тренироваться под руководством Казуо Игараши, 8 дан Айкидо Айкикай. В это же время был сформирован клуб «Кайван», в рамках которого  работаю до сих пор. В 2010 году  по семейным обстоятельствам переехал на Юг России и возглавил там  клуб  "Кайван додзё".

По началу я пытался совмещать айкидо с основной работой, но очень быстро понял, что это просто невозможно. Мы открыли несколько залов в Новороссийске и Геленджике. Времени физически не хватало ни на что другое. Так что сейчас айкидо – это, действительно, моя работа.

 

За прошедшие годы  сдал экзамены до 4 дана включительно. И мог бы, вероятно иметь более высокий уровень, но в жизни случаются испытания, которые мы должны достойно преодолевать. У меня были серьезные травмы, которые отбросили меня на несколько лет в плане сдачи экзаменов. При этом на тренировки  ходил в любом состоянии, умудряясь тренироваться даже на одной ноге. Сейчас все позади, и я воспринимаю это как грандиозный опыт.

 

Кстати преподавание – это еще одна важная тренировка: и ментальная, и физическая. За 12 лет моей работы на Юге России мы воспитали больше 20 черных поясов, и в этом году еще несколько наших учеников планируют сдавать экзамены на 1,2 и 3 даны.

 

МС: Сегодня «Кайван» преподает айкидо по школе Кристиана Тиссье. Счастливое совпадение?

СС: Да нет, конечно, это не совпадение. Когда в 2016 году перед клубом встал вопрос смены куратора, я напомнил руководителю клуба "Кайван"  Владимиру Алдохину о своем очень позитивном опыте взаимодействия со школой Кристиана Тиссье в России. Поэтому мы включили их в круг рассмотрения.

Выбор куратора – очень ответственный вопрос. Тут должно многое совпасть. С одной стороны, это, конечно же, техника, стиль в работе на татами. Если вы и ваши старшие пояса много лет тренировались в рамках одной традиции, будет очень непросто, да и не нужно, резко менять технику. С другой, ничуть не менее важен общий подход к взаимодействию внутри команды.

 

В айкидо работают принципы, техники - это всего лишь инструмент. В жизни, мне кажется, так же: можно общаться, ругаться, веселиться - одним словом, жить, используя разные приемы и техники. Но как только нарушается какой-то принцип, какая-то нравственная составляющая, тут же пропадает гармония. Можно простить человека и даже где-то понять – обнять уже не получится, понимаете?

 

Современное айкидо, как и другой профессиональный спорт, к сожалению, зачастую бывает политизировано: завязано на чьи-то личные амбиции и финансовые интересы. А для меня лично, очень важна чистота отношений: возможность свободной коммуникации, обмена мнениями, доверие и отсутствие закулисных игр и я очень рад, что в Гакумон Додзе, представляющем школу Кристиана Тиссье в России, мы нашли понимание и в технике, и в принципах работы. Думаю, что именно поэтому руководством клуба было принято решение о том, чтобы продолжать занятия в рамках этой школы.Буду честен: я искренне счастлив, оказавшись в нынешней ситуации. Наши взаимоотношения с Владимиром Алдохиным за годы совместной работы уже давно превратились из отношений учитель-ученик в партнерские и просто дружеские, очень доверительные. Искренне полагаю, что, когда люди на протяжении длительного времени остаются верны тем идеалам, которые наметили для себя в начале своего пути, у них все будет получаться и в айкидо, и в жизни. А наше сотрудничество со школой Кристиана Тиссье, надеюсь, будет долгосрочным и плодотворным. Поэтому сегодняшние наши возможности для развития просто безграничны – все зависит от нас самих.

Нет никакой магии,есть предел...но нет предела, если вы находитесь в нужное время в нужный момент.

Кристиан Тиссье

Как только мы теряем возможность двигаться дальше, мы не должны напрягаться, это всего лишь означает, что мы подошли к концу одного действия, однако, какое–то другое действие должно начинаться в результате нашей остановки, и мы должны стараться не разрывать контакт. Отвечая на ваш вопрос о состоянии расслабленности, хочу отметить, что одна из задач будо — это победа над своим страхом.

Кристиан Тиссье

Сущность будо — это отсутствие открытых для атаки мест, «waki ga nai», что означает «никогда не оказываться открытым», это касается как наших движений, так и наших слов.

Кристиан Тиссье

Айкидо — эта боевая дисциплина, однако, это также искусство, и как только мы используем своё тело с этой точки зрения, мы должны работать над чистотой движений. Эстетика — это финальный результат такой работы.

Кристиан Тиссье

Когда вы попадаете в ситуацию, о которой можете сказать: "Если я проиграю здесь, я умру", тогда впервые проявится каждая унция вашей силы.

Годзо Сиода

В Айкидо атэми — это не только нанесение ударов руками или ногами. Любая часть тела может стать оружием, с помощью которого выполняется атэми.

Годзо Сиода